Оздоровительные мероприятия в ДОУ

 

 

Задача оздоровительных мероприятий в дошкольном учреждении- поддерживать, развивать и укреплять защитные силы организма ребенка, приучать противостоять неблагоприятным факторам внешней среды.

Все оздоровительные процедуры проводятся так, чтобы не вызывать у детей отрицательного к ним отношения.

В нашем детском саду к оздоровительным мероприятиям относятся:

Здоровьеразвивающие технологии (зрительная гимнастика В. Ф. Базарного, су-джок, "Дорожка "Кнейпа" (акватермальная дорожка ).

Гимнастика Су-джок.

 Методика СуДжок базируется на концепции, согласно которой между телом человека и его кистями, и стопами есть соответствие. Нагляднее всего это видно на примере кисти. Большой палец – соответствует голове, указательный и мизинец – рукам, средний и безымянный ногам. Тыльная сторона кисти – проекция позвоночника, поверхность ладони под большим пальцем – грудная клетка, середина ладони – брюшная полость. Есть специальные схемы, на которых показано соответствие каждой точки на поверхности ладони части тела или органу.

Гимнастика проводится ежедневно, в первой половине дня. Каждый комплекс повторяется с периодичностью один раз в 1,5 месяца в соответствии с перспективным планом.

 

 

 

Гимнастика В.Ф. Базарного.

 Особую роль в профилактике зрительного утомления играет работа со зрительным тренажером В. Ф. Базарного, расположенным обычно на потолке или одной из стен групповой комнаты. На стене нарисована диаграмма, при этом цвета соответствуют следующим требованиям: наружный овал – красный, внутренний – синий, крест коричнево-золотистый, восьмерка – зеленым цветом. Каждый цвет выполняет определенную функцию:

-      красный - активизирует психический процесс, согревает, если холодно, вырабатывает интерферон;

-      зеленый - цвет гармонии, равновесия, успокаивает;

-      желтый (коричневый) - цвет радости, оптимизма; поднимает настроение, активизирует все функциональные процессы;

-      синий - тормозит все физиологические процессы, но активизирует химические.

Если в течение нескольких минут смотреть на цветные фигуры, то легко снижается переутомление и активизируется работа мозга, повышается иммунная система, улучшаются ростовые процессы.

 

 

"Дорожка Кнейпа" (акватермальная дорожка)- проводится в бассейне.

 Современным воплощением метода закаливания является, так называемая «Дорожка Кнейпа». Она представляет из себя несколько резервуаров наполненных горячей и холодной водой с контрастной температурой – холодная вода (10-12 градусов) и горячая вода (30-40 градусов), расположенных рядом друг с другом. За счет контраста воды улучшается кровообращение, увеличивается приток кислорода к клеткам, который активизирует обменные процессы и запускает в организме процесс очищения и регенерации клеток, укрепляет сердца и сосуды, улучшает самочувствие. Эта процедура, особенно с речными камнями на дне, очень полезная и приятная, которая сочетает закаливание и дополнительно стимулирует рефлекторные точки, расположенные на ступнях ног.

 

Профилактические мероприятия (физическая активность, закаливание, гимнастика пробуждения, динамические паузы, дыхательная гимнастика).

Утренняя зарядка.

Утренняя гимнастика входит в ряд физкультурно-оздоровительных мероприятий ДОУ, направленных на полноценное физическое развитие и укрепление здоровья детей.
У детей, ежедневно занимающихся утренней гимнастикой, пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность. Утренняя гимнастика ценна и тем, что у детей вырабатывается привычка, и потребность каждый день по утрам проделывать физические упражнения.

Систематическое проведение утренней гимнастики  приучает организованно начать день, способствует четкому выполнению режима дня, учит согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение.

Гимнастика пробуждения.

Гимнастика после сна — это комплекс упражнений, которые обеспечивают нерезкий переход от спокойствия к бодрствованию.

Целями проведения таких занятий является:

·подъём мышечного тонуса;

·улучшение настроения;

·профилактика простудных заболеваний;

·предотвращение развития проблем с осанкой, плоскостопия;

·воспитание привычки разминать тело после пробуждения.

 

Виды закаливающих мероприятий в ДОУ- босохождение, криомассаж.

 Босохождение.

Закаливание путём хождения босиком является действенным методом оздоровления организма, а также отличной профилактикой простудных заболеваний. Основная польза такого закаливания в том, что оно снижает чувствительность стоп ног к колебаниям температуры. Не следует забывать, что хождение босиком может предупредить, а иногда и вылечить плоскостопие, которым сейчас страдают очень многие дети. Как и любой вид закаливания, босохождение должно быть постепенным и систематическим начиная от 3 минут в день и затем увеличивая время до 15 – 20 минут. Продолжительность увеличивается на одну минуту через неделю. Ходьбу можно проводить по специальным резиновым коврикам с рифленой поверхностью, которые служат замечательным тонизирующим средством.

 

Криомассаж.

Одна из наиболее современных нетрадиционных технологий «оздоровления», предполагающей использование льда с целью развития тактильной чувствительности и возбуждения иннервации мышц тонкой моторики. Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает благотворными свойствами. Эффект основан на изменении деятельности сосудов – первоначальный спазм мелких артерий сопровождаться выраженным их расширением, что значительно усиливает приток крови к месту воздействия, в результате чего улучшается питание тканей. Для криомассажа необходима пластмассовая ёмкость с замороженной заранее водой. Процедура проводится перед сном лёжа в кровати, на ногах у детей носки, охлажденной емкостью проводится воздействие на стопы ног начиная с 7 секунд увеличивая продолжительность на одну секунду через неделю доводя до 20 секунд. Закаливание проводится через день. После болезни закаливание начинается с 7 секунд.

 

Дыхательная гимнастика.

Значение дыхательной гимнастики для детей — это ее многосторонняя помощь в лечении и профилактике болезней. Она не только бодрит и оздоравливает организм в целом. У маленьких детей легкие недостаточно развиты, отсюда и частые заболевания, даже если в целом ребенок активен и правильно питается. Работа с дыханием необходима при хронических заболеваниях носоглотки и органов дыхания: бронхите, астме, ларингите, тонзиллите, рините и т.д.

Польза дыхательных упражнений:

·Упражнения укрепляют мышцы брюшной полости, носоглотки и верхних дыхательных путей;

·Способствуют выравниванию осанки;

·Насыщают кровь кислородом и усиливают ее приток к головному мозгу.

 Отсюда — бодрость и хорошая концентрация внимания.

 

Динамические паузы.

Что такое динамические паузы для дошкольников? Это небольшие активные занятия, проводимые в течение дня, удовлетворяющие естественную потребность каждого ребенка в движении. Малышу дошкольного возрастажизненно необходимо бегать, прыгать, скакать на одной ножке, копировать окружающих, изображать птиц и зверей. Плановых спортивных занятий и прогулок на свежем воздухе для удовлетворения данной потребности, как правило, не хватает. Современные дети часто загружены полезными, но сидячими делами: рисованием и лепкой, обучением основам счета и письма. Такие занятия обязательно должны чередоваться с подвижными.

Какую смысловую нагрузку несут динамические паузы для дошкольников? Они развлекают детей, создают благоприятную для обучения атмосферу, несут элементы релаксации, снимают нервное напряжение от перегрузок, объединяют детей между собой, способствуют взаимодействию, воспитывают и прививают навыки общения, обучают новым умениям и знаниям, развивают внимание, речь, мышление и память. Также они способны ненавязчиво корректировать эмоциональные проблемы в поведении ребенка, предупреждают психологические нарушения, способствуют оздоровлению.

 

Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в образовательную деятельность)

  

Формирование у детей здорового образа жизни, в условиях нерегламентированной деятельности, осуществляется воспитателями на основе перспективного планирования, разработанного педагогическим коллективом ДОУ.

 

Дата последнего обновления страницы 07.11.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения