Физическое развитие и здоровье ребенка   

 

 1.Информационный раздел.

Физическое развитие – это процесс становления и изменения морфологических и функциональных систем у ребенка  совершенствующийся под влиянием физических упражнений.

В дошкольном возрасте формируется основа для здоровья и полноценного физического развития дошкольника. Без достаточного уровня физической активности невозможно гармоничное развитие ребенка. Физическое развитие растущего организма является одним из основных показателей здоровья ребенка. Чем более значительны нарушения в физическом развитии ребенка, тем больше вероятность наличия заболевания.

Физическое развитие и освоение ребенком своего тела происходит в виде любой двигательной активности: выполнение бытовых обязанностей, игр, ритмики и танцев, творческой деятельности, спорта, прогулок.

Физическое и оздоровительное направление воспитания - это целостная система, в которой сочетается охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка, его полноценное физическое развитие. Физическое и оздоровительное направление воспитания направлено на своевременное формирование у детей двигательных навыков, умений, физических качеств: развитие интереса к различным, доступным ребенку видам двигательной деятельности и положительных нравственно- волевых черт личности. Ценность- здоровье.

Здоровье ребенка - это важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, силы воли, дарований, природных способностей.

Учитывая, что двигательная активность является ведущей деятельностью ребенка на протяжении всего дошкольного детства, позволяющей реализовывать свои ресурсы и возможности , следует считать, что физическое развитие и здоровье ребенка – основа формирования личности ребенка.

 

Для укрепления здоровья ребенка необходимо проводить:

1. Закаливающие процедуры (солнечные, водные, воздушные) для укрепления иммунитета организма ребенка и увеличения сопротивляемости к простудным заболеваниям.

2. Упражнения на формирование правильной осанки и укрепления мышц стопы и голени с целью предупреждения плоскостопия, так как оно может существенно ограничить двигательную активность ребенка.

3.Упражения на развитие дыхательной системы для того, что бы ребенок мог выполнять физическую нагрузку не испытывая затруднений с дыханием (одышкой).

4.Подвижные игры используются для развития физических качеств (координационных , скоростных, выносливости) и увеличения подвижности детей в дошкольном возрасте.

 

Среда развития ребенка – это пространство его жизнедеятельности. Это те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении. Эти условия следует рассматривать как фундамент, на котором закладывается строительство личности ребенка.

Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она должна объективно – через свое содержание и свойства – создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу.

Окружающая ребенка среда должна обеспечивать ему физическое, умственное, эстетическое, нравственное, т.е. разностороннее развитие и воспитание.

 

Для полноценного физического развития детей, удовлетворения потребности в движении в нашем детском саду созданы следующие условия:

Физкультурный зал нашего детского сада является:

·центром физической подготовки детей;

·центром формирования у детей жизненно-необходимых двигательных умений и навыков, достижения определенного уровня физической культуры;

·центром консультативной работы с воспитателями и родителями по вопросам физического воспитания. 

 

Основные задачи: 

·Совершенствование физического развития дошкольников;

·Повышение сопротивляемости и защитных сил организма у детей;

·Улучшение физической и умственной работоспособности детей;

·Выработка у ребенка осознанного отношения к своему здоровью, умение определять свое состояние и ощущения.

 

Материально-техническое оборудование. 

Детское спортивное оборудование – совокупность товаров, предназначенных для обустройства помещения или участка, которые выделены для занятий физической культурой. Разнообразие спортивного инвентаря необходимо для комплексного развития навыков у ребенка, что позволяет выявить его интересы и пристрастия, определить сильные стороны и повысить эффективность занятий.

 

Бассейн.

Основной целью занятий по плаванию является закаливание и укрепление детского организма, обучение детей дошкольного возраста плаванию.

В процессе обучения плаванию решаются следующие основные задачи:

- укрепление здоровья, закаливание, воспитание стойких гигиенических навыков;

- изучение основ техники плавания и овладение жизненно необходимым навыком плавания;

-всестороннее физическое развитие, укрепление опорно-двигательного аппарата и совершенствование таких физических качеств, как координация движений, сила, гибкость, выносливость, быстрота и ловкость;

- ознакомление с правилами поведения на воде, требованиями безопасности и овладение навыками прикладного плавания.

В детском саду «Белоснежка» дети посещают бассейн с 1,6-х лет.

При бассейне имеется раздевалка, оснащенная крючками и скамейками для переодевания детей, сушуары для сушения головы после плавания. Пол застелен резиновыми ковриками, предотвращающими скольжение. Также имеется душевая комната, для принятия душевых процедур детей перед началом занятий и после их окончания, имеется туалет.

 

Посещение бассейна состоит из трех частей:

- 1 часть - подготовительная: проводится небольшая разминка, чтобы разогреть мышцы;

- 2 часть – основная: дети выполняют разнообразные упражнения для обучения разным стилям плавания;

- 3 часть - заключительная: детям разрешают свободное плавание и подвижные игры.

Занятия проводит инструктор по физической культуре Жидкова Алена Евгеньевна.

 

 \

Для разных возрастных групп устанавливается и разная продолжительность плавания, которая строго регламентируется санитарными правилами и составляет:

15 - 20 минут для младшей и второй младшей групп;

20 - 25 минут для средней группы;

25 - 30 минут для старшей и подготовительной групп.

Плавание в бассейне проводится небольшими подгруппами, численностью обычно 8-10 человек, максимум 12, это связано с безопасностью, т.к. считается, что инструктор не может удерживать внимание на большем количестве детей.

 

Для эффективной организации совместной игровой деятельности, двигательной активности, выполнения упражнений, способствующих успешному формированию навыков плавания, бассейн обеспечен необходимым спортивно - игровым и обучающим оборудованием.

В нашем бассейне   созданы специальные условия для закаливания водой «дорожка Кнейпа», основанной на контрасте чередования теплой и холодной  воды.  Аква термальное воздействие, с целью закаливания проводится в программе для средней, старшей и подготовительной групп детей. Регулярное применение этой процедуры укрепляет защитные силы организма против возбудителей болезней, стимулирует кровообращение и улучшает кровоснабжение.

 После посещения бассейна дети принимают отвар шиповника. Ключевая польза шиповника основана на высоком содержании витамина С. Всего в 10 ягодах находится суточная норма аскорбиновой кислоты для ребенка дошкольного возраста. Ни одно другое растение не может похвастаться такой концентрацией.

 

Физкультурные уголки в группах.

Физкультурные минутки и физкультурные паузы проводятся в течение дня воспитателем в групповых комнатах. В групповых комнатах выделено достаточно места для активного движения, физкультурные уголки наполнены разнообразными пособиями,  в том числе и изготовленные своими руками.

Физкультурный уголок в группе служит отличным проводником для созданий благоприятных условий для поддержания радостной, содержательной деятельности в коллективных играх.

 

 

 

Взаимодействие с работниками медицинских организаций.

В современных условиях полноценное воспитание и развитие здорового ребенка возможно только при интеграции образовательной и лечебно-оздоровительной деятельности дошкольной организации и, следовательно, тесного взаимодействия педагогов и работников медицинских организаций.

 

Основными проблемами, требующими совместной деятельности являются:

Физическое состояние детей посещающих детский сад. Так, в начале года, после оценки физического развития и здоровья детей, совместно с работником медицинских организаций заполняем листы здоровья, физического и двигательного развития детей. Получаем дополнительную информацию о детях от психолога, логопеда и родителей, через анкетирование, индивидуальные беседы.

Профилактика заболеваний ОДА, сердечно-сосудистой, дыхательной  и других систем. Вместе разрабатываем рекомендации к построению педагогического процесса с детьми, имеющими отклонения в развитии, выделяем дифференцированные группы детей, требующие коррекционной работы. Поэтому  кроме индивидуальной работы с такими детьми, в занятия обязательно включаются упражнения на профилактику осанки и плоскостопия, дыхательные игры и упражнения. Обязательно ведем совместный контроль над организацией щадящего режима занятий или медицинского отвода для детей перенесших заболевания.

2 раза в год осуществляем медико-педагогический контроль над физкультурными занятиями. Качественный и количественный контроль эффективности занятия, как правило, проводит работник медицинских организаций, а анализирует старший воспитатель и инструктор по физическому воспитанию.

Проводя работу по формированию у детей начальных представлений о ЗОЖ, привлекаем работников медицинских организаций к проведению непосредственно образовательной деятельности (консультаций для педагогов и родителей).

Дата последнего обновления страницы 07.11.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения